Основные аудиоэффекты

Лето, навари мне плова… Куркумы и зеры, чеснока побольше!
Ундервуд

Применение аудиоэффектов сегодня — неотъемлимая часть работы современного саунд-продакшна.. Даже если ты их не слышишь в каком то треке, будь уверен — они есть:) Более того, зачастую они образуют «почерк» музыканта или продюсера.. Сегодня речь пойдёт о пространственных эффектах, о динамических напишу чуть позже..

Filter — устройство для очистки сигнала от задаваемого спектра частот.. Основными и наиболее часто используемыми режимами являются LP (low-pass filter), BP (band-pass filter) и HP (high-pass filter).. LP обрезает весь спектр кроме нижних частот, BP пропускает только заданную частоту, HP — пропускает лишь высокие.. Регулятор Frequency отвечает за частоту, с которой следует начинать срез, параметр Resonance — за «угол» этого среза..

Обычно фильтры описываются крутизной спада [например, 24дб/октаву].. Эта характеристика означает точность его работы.. Существуют фильтры:
первого порядка — 6 дб/октаву
второго порядка — 12 дб/октаву
третьего порядка — 18 дб/октаву
четвёртого порядка — 24 дб/октаву
Чем выше порядок, тем качественней обрезка и тише вырезаемый звук..

Delay — интересный и динамичный эффект, наряду с реверберацией, очень часто используемый в современной музыке.. Обычно реализуется в двух видах:

  1. Delay [задержка] — задерживает обрабатываемый сигнал во времени (обычно на несколько миллисекунд)..
  2. Echo [собственно эхо:)] — позволяет создавать постепенно затухающее эхо из копий оригинального сингала..

Задержку можно устанавливать либо в милисекундах, либо «привязать» её к темпу трека..

Distortion — дословно «искажение».. Используется для придания агрессивного окраса исходному звуку путём жёсткого ограничения его амплитуды.. Существует достаточно много вариантов дисторшна как: overdrive (перегруз), fuzz (жужжание), tube etc.. Сегодня сложно представить рок- и электронную музыку без этого эффекта, т. к. даже в малых порциях примешивая его к звуку можно получить интересные и зачастую непредсказуемые оттенки за счёт расширения гармонической составляющей исходного сигнала.. Кстати, обращу внимание что на низних нотах результат более интересен..

Reverberation (реверберация) — этот эффект заключается в создании определённой акустической среды исходному звуку путём эмуляции заданных характеристик помещения или пространства.. Вычурно объяснил, но сейчас всё поймёте:)
Вы наверное замечали, что в разных помещениях ваш голос звучит определённым образом.. Например, в небольшой меблированой комнате ты слышишь только его, а в спортзале или подземном переходе ещё и определённую долю эха.. Так вот, ревербератор используется для придания чистому аудиосигналу эффекта пространства.. Обычно ревебрератор имеет несколько базовых режимов обработки: small space (небольшое пространство), room (комната), hall (холл), arena (арена), plate (плато), spring (весна:)), хотя все параметры можно программировать на своё усмотрение.. Возможности практически неограничены..

Phaser — создаёт ощущение вибрации сигнала за счёт изменения времени его старта или фазы.. При этом может меняться частота получаемого звука.. Регулятор rate отвечает за интенсивность за частоту «вращения» фазы, тем самым влияя на количество колебаний в определённый отрезок времени..

Chorus — эффект имитации хорового звучания исходного сигнала путём параллельного примешивания множества его копий.. Копии к тому же суммируются предварительно немного расстроенными и/или задержкой в несколько мс.. В результате получается довольно насыщенный и в какой то мере пространственный звук..

Все эффекты имеют регулируемый параметр dry/wet, где установленный результат является соотношением «чистого» и обработанного сигналов.. Хочу также добавить, что наиболее интересные результаты получаются при автоматизации параметров эффекта.. Больше экспериментируй! Эксперименты приносят более глубокое практическое понимание процессов и гораздо больше удовольствия:)

*примеры можно послушать здесь.

Источник: nch-nch.ru

Садоаод